English?eng??? ?рус
На главную Архив номеров Контактная информация
?

Присоединяйтесь к нам на? Facebook и Twitter

?
twitter facebook
?






Опрос от журнала "Инвест-Украина"
?

Темы публикаций
авиация?? власть?? выборы в Украине?? выборы в России?? горно-добывающая промышленность?? Донбасс?? дорожное строительство?? Евро-2012?? инвестиции?? инновации?? коммунальные предприятия?? крупный план?? культура и искусство?? машиностроение?? международное сотрудничество ?? медицина?? металлургия ?? образование и наука?? перерабатывающая промышленность ?? полезные ископаемые ?? политика ?? сельское хозяйство?? строительство?? Тимошенко?? химическая промышленность?? фармацевтика?? финансы?? энергетика?? энергоэффективность?? экология ? Янукович ?

Наши партнеры













































Мы на Facebook


Никас Сафронов: отражая свет «звёзд»


Никас САФРОНОВ,?российский художник
?
?Сафронов является одним из самых выдающихся современных российских художников?, ? так скромно сообщает буклет, посвященный персональной выставке работ Никаса ?Избранное?. И дальше, в качестве подтверждения гениальности, приводится список счастливых обладателей (они же герои) его картин: Михаил Горбачёв, Софи Лорен, Пьер Карден, Дайана Росс, Никита Михалков, Ален Делон...?
Сафронов писал Путина и Медведева, Кучму и Януковича, экс-президентов США Бушей ? младшего и старшего (и ещё 16 президентов), королей Испании, Иордании, Брунея, а также Мстислава Ростроповича, Джека Николсона, Аллу Пугачёву, Луччано Паваротти, Майка Тайсона, Элизабет Тейлор, Пьера Ришара, Мадонну, Стивена Спилберга ? и так далее, и так далее, до бесконечности... Уже на втором десятке имён селебритес начинает рябить в глазах, а ослеплённый блеском ?звёзд? рассудок отказывается понимать, что это ? список Forbes ?100 самых богатых людей планеты? или же рейтинг МТV ?100 самых знаменитых артистов всех времён и народов?.?
Собираясь на интервью, я приставала к друзьям, знакомым, и просто случайным собеседникам с вопросом ? что они думают о творчестве Сафронова? В результате семь раз выслушала тёмную историю о том, есть или нет картины Никаса в Эрмитаже, шесть раз ? о скандале вокруг портрета Путина, который оказался раскрашенной фотографией, ещё трое завистливо вздохнули ? ?У него знаешь, какая квартира? 70 миллионов евро стоит...? , а двое поведали, что Сафронов изнасиловал армянскую певицу, и теперь, в качестве компенсации, она требует у него квартиру в центре Москвы. Верхушкой этого информационного айсберга стала история о том, что любовница украла у Никаса миллион долларов, которые он пытался спрятать то ли от третьей жены, то ли от четвёртого сына...
Распутывая этот клубок слухов, сплетен и домыслов, я так и не услышала главного ? а как же картины? Похоже, количество усилий, которые Никас тратит на создание и поддержание медийного образа, на порядок превосходит его же творческую потенцию. Потому как модель поведения VIP-художника идеально вписывается в схему ?раскрутки? отечественных, да и зарубежных селебритес, главная заповедь которых ? что бы ни говорили о них СМИ, лишь бы не молчали...
Появление Никаса Сафронова в Донецке было похоже на хорошо срежиссированный ушлыми продюссерами PR-ход: звёздный художник с синяком под глазом и рукой на перевязи выпил в аэропорту рюмку водки, закусив её стандартным хохляцким набором: сало-чёрный хлеб-лук-чеснок и, благоухая этим ароматом, рассказал, что накануне столкнулся на своём Porsche Cayenne с фурой, но всё-таки прилетел на открытие выставки, потеряв при этом 40 тысяч евро медицинской страховки.?
Рискуя показаться белой вороной, я всё же попыталась задавать Сафронову вопросы о живописи, выставках, картинах, но звёздный живописец упорно сбивался или на собственную личность из серии ?Я и VIPы?, или же на деньги им, Никасом, зарабатываемые. Периодически в ответах мелькали местоимения ?мы? и ?нас?, и тогда я терялась в догадках ? то ли Сафронов говорит о своей команде, то ли, получив титул графа (1996) и князя (1997), сиятельный художник вещает о себе в третьем лице - ?Мы, Никас I?...
?
Хороший?же художник, мать твою...
?
?Никас, какие работы Вы представите украинским зрителям?
?Я не брал свои картины у коллекционеров, потому что это всегда сложно просить людей, особенно на большой период, привёз то, что находилось в мастерской. С одной стороны, это эклектично, а с другой, хорошо, что они исполнены в разных техниках и люди могут видеть разные жанры моего творчества. Есть Казахстан, Франция, Италия, масса городов и стран, где хотят меня выставить, но я настоял, чтобы вначале была Украина. Если мы здесь апробируем наше искусство, то наверное, мир будет рукоплескать.?
Мы решили начать с Одессы, я уже делал там выставку три года назад. Это был кошмар ? сначала меня не впускали в Украину, потому что музей не подтвердил, что готов принять мои картины, и не хочет оставлять их у себя навечно, а потом не выпускали отсюда. С таможней вообще очень много историй и проблем, всегда возникают какие-то подводные камни при переезде.?
После Одессы решили продолжить выставку в Донецке. Мы как-то виделись в Москве с Андреем Владимировичем Шишацким (губернатором Донецкой области ? прим. редакции), и договорились о том, что денег за выставку я не получаю, отдаю их на благотворительность. Хотя иногда деньги, уплаченные за вход, способствуют тому, что выставку смотрят более внимательно, потому что стремятся как-то это отработать. У меня дома лежит множество ?золотых? карт различных клубов или SPA, но я туда не хожу. Мне дают новые, я опять не хожу. А вот если бы я за них заплатил, я бы ходил туда с утра до вечера, я бы отработал все эти деньги, а деньги там немалые ? около $10 тысяч за год. А вот дарят ? и не ходишь.?
Не важно, сколько я стою сегодня, хоть миллион, важно, сколько картины будут стоить в истории. Если художник заставил говорить о себе при жизни, то он будет, пока мир существует, просто так устроен мир. Многие художники себя тешат, обманывают, говорят ? вот мы умрём, тогда и прославимся. Всё это не так. Если никому не был нужен при жизни, то после смерти ? тем более. Все известные художники, которые остались в истории, были очень богаты. Цепляются обычно за Ван-Гога, который тоже не был бедным. Он зарабатывал деньги, пусть не сам, с помощью брата Теодора.?
?
?Пять лет назад у Вас было пари с одним искусствоведом, что Ваши работы будут приобретены крупнейшими музеями мира. Прошло четыре года, как ситуация обстоит на сегодня?
?Если Вы говорите об Эрмитаже, то это была подстава чистейшей воды, в которой вольно или невольно принимал участие директор этого музея Михаил Борисович Пиотровский. У меня спросили ? есть ли ваши работы в Эрмитаже? Работы ? есть, это два расписных ?бисквита? и две фарфоровые статуэтки. А у Пиотровского спросили ?Есть ли картины Никаса?? ? он и ответил, что картин моих в Эрмитаже нет. Двойная такая хитрость. Потом Пиотровский передо мной извинялся.?
Мои работы есть в музеях в огромном количестве, как за рубежом, так и у нас. Была история, когда Михаил Каменский, генеральный директор ?Сотбис Россия и СНГ? продал мою картину в Лондоне на аукционе за 107 тысяч евро. Англичане подумали: ?Хороший же художник, мать твою...?. И сразу ? зависть, ревность. Их мучает, что я есть, что я продаюсь, что я востребован, что мои портреты пользуются популярностью. Люди, которые ничего не создают, кроме как на мосту рисуют детородные органы, им кажется, что не должно быть истинного искусства, должен быть суррогат. Но суррогатом нас кормить не нужно. Искусство должно быть современно-созидательным.?Оно должно быть полезным и доходить до сердца, затрагивать позитивные эмоции человека. А когда разрезают лошадь, мозги... это мне напоминает поедание мозга живой обезьяны.
?
?Знаете ли Вы кого-либо из украинских деятелей культуры, кто Вам нравится и за чьим творчеством Вы следите?
?В 1988 году я работал в Италии и видел клип Олега Скрипки. Думал, что это какой-то совершенно уникальный польский ансамбль, потому что они пели по-польски. Потом я узнал, что это прекрасный украинский музыкант, а недавно мы с ним познакомились. Это было год назад в Киеве, он там играл, и я был настолько покорён, что написал портрет ему в подарок. Мы и сейчас дружим и общаемся.?
И ещё потрясающий график, он оформляет сказки... Не могу вспомнить его фамилию...?
?
Янукович может и?оглоблей....
?
?Говорят, на Вас работает целая PR-компания??
?Я пиаром не занимаюсь ? он идет сам по себе. Начало моей известности было положено в 80-е, когда Листьев снимал меня во ?Взгляде?. В 1990 году я вошел во французскую книгу ?Ведущие эротические художники мира?. Когда человек ?нашел свой миллион?, он всем интересен. Я нашел свой миллион в своем искусстве. Я экспериментирую ? делал Джигарханяну спектакль ?Пигмалион?, закончил роскошную квартиру, которая является одной из лучших квартир мира, написал сам книгу ? ?Анатомия скандала и успеха?, построил храм Святой Анны в честь своей мамы. Деньги я зарабатываю своими руками. Если богатые люди зарабатывают нефтью, газом, углем, находясь у власти или владея этими ресурсами, то я зарабатываю своим трудом.
?Если бы я занимался ?раскруткой?, то мы бы с вами здесь не сидели ? раз, вы до меня бы не подошли даже близко ? это два. В-третьих ? я был бы женат на мировой известности актрисе, и жил где-нибудь в центре Лондона в своем особняке за 200 миллионов долларов.
?
?Кого из украинцев Вы хотели бы написать??
?Ринат Ахметов мне очень импонирует. Я пока с ним не общался, хотя мы с ним, наверное, где-то пересекались. Ахметов импонирует тем, что он поддерживает спорт, он патриот, многое делает для Украины, для подъема её культуры. Он человек социальный, живёт не только богато, но и красиво. Он не тусовочный человек ? его знают все, но мало кто знает, как он выглядит. Это такая форма скромности.
Я писал Леонида Кучму и его жену. С девушкой с косой я очень осторожен. Хотя мне и предлагали, но я не решился. В ней было, с одной стороны, что-то интересное для художника, а с другой ? что-то провокационное. Я боялся, что я попаду между политических жерновов, и это будет неправильно. А я не хочу терять Украину и я решил, что не буду рисковать. Для меня Украина ? это какая-то сказка, возврат в детство, в юность, когда я верил в любовь, в искренность, в природу вещей.?
?
?Вы писали потрет Виктора Януковича?
?Азаров Николай Янович был заказчиком, хотел, чтобы я сделал Президента. Это подарок для страны. Денег никто не платил, бюджетные деньги не пострадали.?
Янукович хороший у вас. Он, так же, как и я, родился в бараке. Он харизматичный, ?свой?. Характер у него сложный, но это и интересно. Был фильм замечательный про Савву Морозова ? там аристократ кидает перчатку и вызывает его на дуэль. А Савва говорит: ?Я могу и оглоблей, у меня мама дворовая?. Вот Янукович такой ? он может и оглоблей садануть. Но есть в нём какая-то сермяжная красота, человеческая. Мне не близки рафинированные руководители. Поэтому мне интересен был Берлускони. Жулик, видно, пройдоха. Но такой харизматичный ? девушек любит, ворует... А Янукович патриот, он породистый какой-то, в нём есть какая-то правда, он настоящий какой-то, и я ему верю. И если бы он сказал ? приедь и поддержи, я бы приехал и поддержал. Ходил бы и голосовал за него.?
?
Я народный художник, хотя я даже не народный...
?
?В сюжетах многих Ваших картин присутствуют религиозные мотивы.?
?Библия ? это наша жизнь, это десять заповедей, это семь смертных грехов. Библия такая индивидуально-философская, скорее ближе к Леониду Андрееву, где Иуда Искариот ? такая же жертва, как и Христос. Тема эта библейская позитивная, она не уничтожает никого, а скорее позволяет задуматься, что мы творим, что мы делаем с нашей духовностью..
Мне было лет 11, и мой брат Саша, он на 9 лет старше меня, взял меня к своей подружке на обед. И пока они пили чай на кухне, я смотрел в комнате книги и увидел там чёрно-белое распятие Микеланджело. Я подумал ? хорошо бы сделать в цвете. И в детстве, на двери, я нарисовал это распятие цветными карандашами.
?
?Никас, в одном из интервью была информация, что Вы учились в Институте технологий и управления..
?Да, учился в том институте, но на факультете психологии. А Художественный институт я не закончил ? ушёл в академку, занялся спекуляцией, продавал джинсы. Сейчас это официальный бизнес, а тогда это было запрещено, но это помогло мне купить квартиру, и потом помогло продавать картины. Так что я народный художник, хотя я даже не народный....?
Образование у меня разное, эклектичное, потому что я учился в разных местах. В Загорске изучал иконопись, а до того, как переехать в Москву, изучал в Лондоне Тёрнера, а в Голландии ? Рембрандта. Ещё даже не имея художественного диплома, я ездил по миру и изучал старых мастеров, пытаясь понять, как они работали.?
Мне нравится экспериментировать, и во время экспериментов я открыл некую технику. Нужно было придумать какое-то название для российской Книги Гиннеса, и я назвал её dream vision. Я определяю её как сон, который уже размывается, за 15 минут до пробуждения. Это моё ноу-хау.?
?
?Вы считаете себя выдающимся художником современности?
?Я хороший художник, востребованный. Никто не может написать портрет лучше, чем я. Просто фотографию каждый дурак сможет сделать, а вот создать образ ? это может только редкий человек. Как-то так сложилось. Просто стране были нужны герои. Я так давно и не случайно в искусстве, живописи. Но я сам по себе. Я ни в каких партиях не участвую. Просто я говорю? А потом придумывают эпитеты ? ?скандальный художник?. Чего я скандальный? Ты вроде бы отдаёшь деньги на социальные программы, участвуешь в акциях благотворительных, не участвуешь ни в каких партиях, ни с кем не дружишь, не подлизываешься. Просто живешь своей жизнью, делаешь свою работу профессионально. Но вокруг тебя всегда ходят разные домыслы: то ты ориентации другой, то еще что-то. Откуда они это придумывают? Кто им это говорит? Надеюсь наша публика, аудитория, будет объективной.?
?
?Валентина БЫКОВА
?



Назад

?

?© 2012 «Инвест-Украина». Любое использование материалов сайта международного делового журнала «Инвест-Украина» разрешается при условии активной ссылки на investukr.com.ua и указания названия сайта.?

83003, Украина, Донецкая область, Донецк, пр.Ильича, 89, тел\факс +38(062) 345-77-18, +38(062) 340-39-09, +38(062) 340-39-10, +38(062) 340-39-11, e-mail:[email protected], ICQ 437-563-768, Skype: Investukr
?

?