English?eng??? ?рус
На главную Архив номеров Контактная информация
?

Присоединяйтесь к нам на? Facebook и Twitter

?

twitter facebook
?






Опрос от журнала "Инвест-Украина"
?


Темы публикаций
авиация?? власть?? выборы в Украине?? выборы в России?? горно-добывающая промышленность?? Донбасс?? дорожное строительство?? Евро-2012?? инвестиции?? инновации?? коммунальные предприятия?? крупный план?? культура и искусство?? машиностроение?? международное сотрудничество ?? медицина?? металлургия ?? образование и наука?? перерабатывающая промышленность ?? полезные ископаемые ?? политика ?? сельское хозяйство?? строительство?? Тимошенко?? химическая промышленность?? фармацевтика?? финансы?? энергетика?? энергоэффективность?? экология ? Янукович ?

Наши партнеры
























Мы на Facebook


Стратегия развития угольной промышленности Украины на период до 2030 года


Прогнозные запасы угля в Украине составляют 117,5 млрд тонн, в том числе, разведанные запасы ? 56 млрд тонн; этого достаточно для поддержки добычи на нынешнем уровне на протяжении, по меньшей мере, 400 лет. В течение последних 15 лет уровень добычи оставался практически неизменным в диапазоне 72-83 млн тонн товарного угля в год.?
Украина также имеет значительные запасы бурого угля, однако в последние годы добыча бурого угля была остановлена из-за отсутствия соответствующего спроса. Необходимо рассмотреть возможность реализации пилотных проектов с использованием бурого угля с целью накопления опыта по его использованию для генерации тепло- и электроэнергии.
Шахтный фонд Украины устаревает: более 70% всех государственных шахт работают без реконструкции свыше 30 лет. Объёмы государственного инвестирования в обновление шахтного фонда недостаточны, а угольные предприятия, по большей части, нерентабельны и не могут финансировать инвестиционные проекты самостоятельно.
Сложные горно-геологические условия, устаревшее оборудование и технологии снижают качество угля, который добывается в Украине.
Для государственных шахт, которые добывают энергетический уголь, среднестатистическая себестоимость одной тонны товарной угольной продукции в 2010 году составляла 776 грнтонну, в то время, как закупочная цена на уголь энергетических марок находилась в диапазоне 355-625 грнтонну. Таким образом, большинство государственных шахт, добывающих энергетический уголь, убыточны и требуют постоянной поддержки из государственного бюджета. Объём финансирования угольной отрасли за последние десять лет возрос почти в четыре раза и достиг 7,7?млрд грн, что составляет 2,2% от совокупного государственного дохода Украины.
Финансирование угольной отрасли из государственного бюджета
Учитывая ограниченные возможности государственного бюджета относительно субсидирования отрасли, необходимо усовершенствовать механизм государственной поддержки путём прекращения субсидирования операционных затрат государственных шахт с одновременным увеличением финансирования на трудоустройство и социальную поддержку работников; выделение госдотаций на техническое переоснащение шахт только в объёме, что поддерживает стандарты безопасности труда; корпоратизации государственных угольных предприятий и повышения прозрачности их финансовой отчётности.
Большинство шахт в государственной собственности имеют потенциал выхода на рентабельное производство, лишь небольшая их часть глубоко убыточны и не имеют перспектив развития.
Ранее приватизированные шахты работают с прибылью без государственных дотаций, средняя себестоимость продукции этих предприятий в среднем в два раза ниже, чем на государственных, а производительность труда?? в два раза выше, что свидетельствует о возможности значительного снижения себестоимости добычи после приватизации шахт.
В связи с этим, основным шагом на пути повышения эффективности угледобывающих предприятий является создание условий для привлечения в отрасль значительных инвестиций, что может быть осуществлено путём приватизации отрасли и применения механизмов частно-государственного партнёрства. Для того, чтобы привлечь необходимые инвестиции в угольную отрасль Украины, процесс приватизации и передачи угледобывающих предприятий в концессию или аренду должен быть максимально справедливым и прозрачным. Необходимо обеспечить полный доступ к информации, которая необходима инвесторам, включая геолого-технические условия, полную кредитную историю и экономическое состояние угледобывающих предприятий. В противном случае высокий уровень рисков для большинства потенциальных инвесторов приведёт к нежеланию инвестировать в углепром Украины и к невозможности модернизировать угледобывающие предприятия и снятия финансовой нагрузки на бюджет.
Угледобывающие предприятия Украины, учитывая геологические условия залегания запасов, являются чрезвычайно капиталоёмкими, с низкой эффективностью операционной деятельности и недостаточной инвестиционной отдачей. Значительная часть из них не может быть инвестиционно привлекательными объектами без предоставления потенциальному покупателю особенных условий на начальном этапе операционной деятельности после приватизации или в период ликвидации неприватизированных шахт.
Учитывая это, а также ограниченные возможности госбюджета в части субсидирования отрасли, необходимо немедленное привлечение существенных инвестиционных ресурсов в отрасль для поддержки и наращивания уровня добычи угля и поиск альтернативных источников удовлетворения внутреннего спроса на уголь (импорт) с целью обеспечения энергетической безопасности Украины. Для этого, вместе с приватизацией предприятий, необходима реализация программы привлечения частных инвестиций на предприятия государственного сектора экономики, на условиях предусмотренных действующим законодательством механизмов хозяйственных взаимоотношений. Таким образом, могут применяться товарное кредитование, совместная производственная деятельность, предоставление услуг производственного характера по добыче угля. Вместе с тем, мощные механизмы стимулирования для привлечения инвестиций были созданы с принятием в Украине закона ?О частно-государственном партнёрстве?, который предусматривает ряд ключевых положений по защите интересов частного инвестора. Применение на угледобывающих предприятиях механизмов частно-государственного партнёрства может осуществляться только согласно с законодательством Украины.
При приватизации и реализации механизмов ЧГП, угледобывающим предприятиям может предоставляться государственная поддержка, выделение которой должно происходить по таким принципам:
?господдержка должна быть привязана только к определённым категориям затрат угледобывающих предприятий, нацеленных на достижение конкретных результатов в сфере повышения эффективности работы предприятий и достижения точки безубыточности. Например, инвестиции в модернизацию, увеличение мощности, устранение экологических и социальных последствий закрытия или консервации шахт, выплата помощи по увольнению, передислокация уволенных сотрудников;
?эффективность использования господдержки по вышеуказанным категориям затрат должна измеряться чётким КПЭ (ключевой показатель эффективности), на протяжении определённого отрезка времени (1 год) для оценки успешности достижения поставленных целей;
?объём господдержки должен снижаться не менее, чем на 20% в год с полной ликвидацией субсидий через 5 лет. Также её размер должен пересматриваться ежегодно, основываясь на анализе достижений целевых показателей по вышеуказанным КПЭ, тем самым позволяя убедиться в правильности и эффективности использования средств, выделенных в предыдущий период;
?господдержка не должна выделяться на покрытие затрат, которые сохраняют нынешний уровень добычи или её себестоимость.?
Учитывая дефицит средств госбюджета на реструктуризацию отрасли, продолжительность процедуры подготовки к ликвидации, процесс закрытия предприятий займёт не менее 5-7 лет. По предварительным оценкам из нынешнего шахтного фонда к бесперспективным можно отнести около 20 шахт, имеющих промышленные запасы, разработка которых, во-первых, снизит нагрузку на бюджет, а, во-вторых, обеспечит рынок дополнительными объёмами угля. Поэтому в период ликвидации этих шахт будут в индивидуальном порядке рассмотрены варианты использования разных видов стимулирования привлечения частных инвестиций в разработку этих запасов.
Следующим шагом реформирования отрасли является либерализация рынка угля, поскольку сегодня формирование цен на уголь не базируется на рыночных условиях, а служит механизмом для компенсации затрат угольных шахт. Такой подход приводит к отсутствию стимулов для повышения эффективности жизнеспособных предприятий и неоправданной поддержке глубоко убыточных шахт. Доходы в отрасли распределяются неэффективно, что мешает её развитию и выходу на рентабельный уровень.
Для либерализации рынка угольной продукции и механизмов сбыта и ценообразования необходимо:
?прекратить операторскую функцию ГП ?Уголь Украины? на рынке угольной продукции и провести его ликвидацию, не допуская появления другого государственного монополиста на рынке угольной продукции;
?внедрить электронную биржевую форму торговли угольной продукцией и рыночное формирование цен на основе баланса спроса и предложения;
?либерализовать импорт угля.
Для недопущения дефицита угля и удовлетворения внутреннего спроса на него в случае отсутствия возможности добычи необходимого объёма по экономически обоснованной себестоимости и при отсутствии субсидий для покрытия разницы между себестоимостью и рыночной ценой на уголь, необходимо рассмотреть возможность расширения мощностей по импорту угля (например, расширение портовой инфраструктуры и пропускной способности железнодорожных коридоров).
Цель реформирования отрасли?? стимулирование снижения затрат, повышение продуктивности труда и создание экономически стабильной отрасли, которая состоит из рентабельных предприятий, способных существовать без господдержки и удовлетворять потребность экономики в угле.

Оценка спроса на уголь и баланс рынка угля
Спрос на энергетический уголь на 90% формируется за счёт спроса со стороны энергетических компаний. К другим потребителям относятся металлургические предприятия (4%), население (3%), а также другие сектора (3%)?? производители цемента, содовые и сахарные заводы, горно-обогатительные комбинаты, железнодорожная отрасль и некоторые другие.
Прогноз спроса на энергетический уголь со стороны энергетиков определяется двумя факторами. Во-первых, увеличится потребность в электроэнергии, и, как результат, производство электроэнергии угольными станциями. Во-вторых, увеличится эффективность станций, что приведёт к снижению значительных затрат топлива: за счёт модернизации действующих станций и строительства новых, энергоэффективных.
В оптимистическом сценарии развития спроса на электроэнергию эти факторы обусловят максимальный, всравнении с другими сценариями, рост спроса на энергетический уголь?? с 34 млн тонн товарной угольной продукции до 47?млн?тонн в год. Другие отрасли увеличат потребление энергетического угля с 4 млн тонн до 5?млн?тонн в год.
Таким образом, при условии реализации оптимистического сценария развития спроса на электро?энергию, совокупный спрос на энергетический уголь до 2030 года составит приблизительно 52?млн тонн товарной угольной продукции, с возможностью увеличения до 56 млн тонн в год (то есть соответственно 70 и 75 млн тонн рядового энергетического угля).
В свою очередь, при условии реализации базового сценария спроса на электроэнергию, совокупный спрос на энергетический уголь до 2030 года составит 43 млн тонн готовой продукции или 58 млн тонн рядового энергетического угля.
В случае реализации пессимистического сценария спроса на электроэнергию, при котором спрос на энергетический уголь будет минимальным, он суммарно составит 36 млн тонн товарного угля или 48 млн тонн рядового.
Принимая во внимание, что экономически обоснованные объёмы добычи угля составляют 75 млн тонн, спрос на уголь в Украине при всех сценариях будет покрыт за счёт внутренних ресурсов.
Спрос на коксующийся уголь преимущественно формируется за счёт промышленности, в первую очередь?? металлургических предприятий, где он используется для выплавки чугуна. В зависимости от сценария экономического развития он составит от 44 млн тонн в год в оптимистическом до 34 млн тонн в год в пессимистическом. При этом в базовом сценарии спрос на коксующийся уголь составляет 36 млн тонн в год.
Экономически обоснованные объёмы добычи коксующегося угля могут составить до 40 млн тонн в год, что вместе с ростом спроса может привести к дефициту в размере 4 млн тонн угля только в оптимистическом сценарии развития. Принимая во внимание основную категорию потребителей коксующегося угля решение про варианты покрытия дефицита ? импорт или увеличение добычи в Украине ? должно приниматься частными компаниями, основываясь на конкретных потребностях предприятия и рыночных ценах на коксующийся уголь (импортных и внутренних, отражающих реальную себестоимость его добычи).?
Государственное регулирование и структура собственности в угольной отрасли
Для достижения стратегических целей предусмотрены три этапа развития угольной отрасли:
?период реформирования угольной отрасли, завершение приватизации госпредприятий, реализация механизмов частно-государственного партнёрства, закрытие или консервация глубоко убыточных шахт, которые не представляют интереса для инвесторов, при отсутствии потенциального дефицита марок угля, которые невозможно покрыть из других источников (2011-2015 годы);
?период осуществления частными инвесторами активной модернизации шахт угледобывающих предприятий (2015-2020 годы);
?период стабильного роста угольной отрасли (2020-2030 годы).?
На этапе реформирования угольной отрасли необходимо осуществить такие шаги:
?подготовить и провести приватизацию или передачу в аренду или концессию всех государственных шахт независимо от уровня рентабельности;
?ликвидировать или законсервировать шахты, которые не вызвали интереса инвесторов, с учётом дефицита марок угля, которые невозможно покрыть из других источников;
?провести либерализацию рынка угля с созданием системы ценовых индикаторов и переходом к торговле угольной продукцией на электронных биржевых площадках;
?при необходимости рассмотреть возможность увеличения импорта угля.?
На втором этапе развития отрасли, в период с 2015 по 2020 годы, ожидается активная модернизация шахтного фонда частными инвесторами и оптимизация системы управления. В частности, пройдёт модернизация устаревшего шахтного оборудования, будут инвестированы средства в новые технологии, повысится производительность труда. Отрасль выйдет на уровень рентабельности, государственное субсидирование полностью прекратится.
На третьем этапе развития отрасли в 2020-2030 годах ожидается стабилизация роста добычи угля и постепенное замещение мощностей и технологий (в частности, закрытие шахт, которые отработали свои промышленные запасы). В этот период будут проводиться такие мероприятия: эффективное освоение новых запасов для шахт, которые имеют необходимый производственный и экономический потенциал, плановая реконструкция шахт и введение в эксплуатацию нового оборудования, оптимизация затрат для достижения максимального уровня рентабельности.
Итоговый потенциальный уровень добычи угля в 2030 году составит 115?млн?тонн, в том числе, 75?млн?тонн?? энергетического угля.

?

000000007


?


Назад

?

?© 2012 «Инвест-Украина». Любое использование материалов сайта международного делового журнала «Инвест-Украина» разрешается при условии активной ссылки на investukr.com.ua и указания названия сайта.?
?
?