На главную Архив номеров Контактная информация
 

Написание и издание корпоративных книг.

 
twitter facebook
 






Опрос от журнала "Инвест-Украина"
 
Как Вы относитесь к тому, что Европа готова открыть рынки для украинских товаров?
  Нас это спасет
  Нам это не поможет
  Нам это поможет лет через 20
  А у нас есть товары, которые можно поставлять в Европу?


Наши партнеры


















 


Мы на Facebook


 




















Сердце самолёта


Сердце самолёта


Достижения коллектива ГП «Ивченко-Прогресс», которыми с полным основанием гордится Украина, во многом связаны с именем его знаменитого руководителя — Генерального конструктора, члена-корреспондента НАН Украины, Фёдорa Михайловичa МУРАВЧЕНКО. Сегодня он наш собеседник.История Государственного предприятия «Ивченко-Прогресс» восходит к 5 мая 1945 года, когда приказом № 193 Народного комиссара авиационной промышленности СССР А.И.Шахурина на заводе № 478 было создано опытно-конструкторское бюро по разработке новых и модернизации ранее созданных авиационных двигателей средней и малой мощности для гражданской авиации. Начальником ОКБ был назначен кадровый конструктор завода Александр Георгиевич Ивченко, ставший впоследствии (1963 г.) генеральным конструктором предприятия. Основу коллектива нового ОКБ составляли опытные специалисты моторного завода, прошедшие великолепную школу создания и доводки авиадвигателей от М-11 до М-88 Б и АШ-82 ФН. В 1966 г. предприятие было переименовано в Запорожское машиностроительное конструкторское бюро (ЗМКБ) «Прогресс». С 1994 г. ЗМКБ «Прогресс» носит имя своего первого руководителя — академика А.Г.Ивченко.
В настоящее время ГП «Ивченко-Прогресс»— государственное предприятие, которое входит в состав Министерства промышленной политики Украины. Сфера его деятельности: проектирование, изготовление, сертификация, ремонт, испытание, доводка, постановка на серийное производство и дальнейшее повышение потребительских свойств газотурбинных двигателей авиационного и промышленного применения.
Мощный интеллектуальный, производственный и экспериментально-исследовательский комплекс ГП «Ивченко-Прогресс» даёт возможность создавать двигатели широкого диапазона тяг и мощностей. Высокое качество продукции подтверждено сертификатами «Бюро Веритас» (Франция), Авиационного Регистра Межгосударственного Авиационного Комитета стран СНГ, Центра сертификации «Качество» (Россия), Главного управления гражданской авиации Китая, Государственной системы сертификации УкрСЕПРО (Украина) и Госавиаслужбы Украины.
ул. Иванова, 2, г. Запорожье, 69068, Украина,
тел.: +1038 (0612) 65-03-27, ф.: +1038 (0612) 12-89-22, 65-46-97
e-mail: progress@ivchenko-progress.comФёдор Михайлович Муравченко.
Генеральный конструктор
Государственного предприятия «Ивченко-Прогресс».
Вся жизнь этого талантливого конструктора и необыкновенного человека связана с авиацией, которой отдано более полувека. И вся она связана с одним предприятием, на которое после окончания Харьковского авиационного института он пришёл в 1954 году. Так что в 2009 году исполняется 55 лет его славной профессиональной биографии. За эти годы Фёдор Михайлович прошёл путь от рядового инженера до генерального конструктора предприятия, получившего мировую известность.
Он принимал участие в создании более 50 типов и модификаций газотурбинных двигателей авиационного и промышленного применения. Ф.М.Муравченко автор (соавтор) более 200 научных работ и свыше 30 авторских свидетельств и патентов. Он обосновал и воплотил в жизнь концепции создания семейства турбореактивных двигателей с большой степенью двухконтурности (по отдельным направлениям не имеют аналогов в мировой практике), значительного снижения затрат на разработку, сертификацию и внедрение в серийное производство авиадвигателей, газовых турбин промышленного назначения.
По этим концепциям и под его руководством
созданы и введены в серийное производство:
первый отечественный турбореактивный двигатель с высокой степенью двухконтурности Д-36 (эксплуатируется на самолётах
Ан-72, Ан-74, Ан-74 ТК-300, Як-42);
семейство двигателей Д-436 для самолётов Ту-334, Бе-200, Ан-148;
один из мощнейших в мире двигатель Д-18 Т
для сверхгрузоподъёмных транспортных самолетов Ан-124 «Руслан», Ан-225 «Мрия»;
вертолётный двигатель Д-136
для не имеющего аналогов в мире по мощности и грузоподъёмности Ми-26;
двигатель ДВ2 для учебного самолёта L-59 (Чехия);
эффективные генераторы инертных газов
для тушения пожаров;
газотурбинные приводы мощностью 4–10 МВт, которыми оснащаются газоперекачивающие станции Украины, России, Ирана, Турции, Болгарии, Азербайджана, Туркменистана, Узбекистана.
А также:
проведён спектр инжиниринговых работ по обеспечению надёжности и повышению ресурса двигателей, которые находятся в эксплуатации
(АИ-20 всех модификаций, АИ-24, АИ-25, АИ-25 ТЛ, АИ-9, АИ-9 В, Д-36, Д-136, Д-18 Т);
создан первый в мировой практике винтовентиляторный двигатель Д-27 для военно-транспортного самолёта Ан-70;
разработан и сертифицирован двигатель
ТВ3–117 ВМА-СБМ1 и вспомогательный АИ9–3 Б
для современного пассажирского самолёта Ан-140;
ведутся работы по созданию семейств газовых турбин промышленного назначения мощностью 1–25 МВт, эти разработки очень актуальны для газотранспортной системы Украины.
Этим перечнем далеко не исчерпывается вклад выдающегося руководителя и возглавляемого им талантливого коллектива в отечественное и мировое авиастроение. Достаточно сказать, что авиадвигатели, разработанные
ГП «Ивченко-Прогресс», применяются на 57 типах летательных аппаратов в 109 странах мира.
И вполне закономерно, что наградам, знакам общественного признания и академическим степеням генерального конструктора ГП «Ивченко-Прогресс» Фёдора Михайловича Муравченко нет числа. Он— доктор технических наук, профессор, член-корреспондент НАН Украины, заслуженный деятель науки и техники Украины, член-корреспондент Академии технологических наук Российской Федерации, академик Инженерной академии Украины, академик Международной инженерной академии, вице-президент Координационного совета Ассамблеи деловых кругов Украины, лауреат Государственной премии СССР и Государственной премии Украины, Герой Украины, полный кавалер ордена «За заслуги», Почётный гражданин г. Запорожья. Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир вручил ему высшую награду православия— орден Андрея Первозванного, из рук Президента России (на то время) Владимира Путина Ф. М.Муравченко получил орден Дружбы. А в 2006 году Фёдор Михайлович вошёл в число лауреатов Всеукраинского рейтинга «Особистiсть року» в номинации «Лидеры промышленности и бизнеса».
— Уважаемый Фёдор Михайлович, одним из главных поводов интервью с Вами стало знаменательное событие, которое отмечала наша страна в конце 2008 года,— 90-летие НАН Украины и её президента Бориса Евгеньевича Патона. Ваше мнение, как академика, человека, чья деятельность связана с напряжённым научным поиском, об этом значительном этапе развития отечественной науки?

— Время от времени принято подводить итоги прошедших событий и намечать задачи на будущее. Да, одним из главных событий 2008 года явился 90?летний юбилей Национальной академии наук Украины. Сейчас это уже хрестоматийный факт, достояние истории: первое общее собрание Академии наук Украины состоялось в конце ноября 1918 года. Это собрание открыл старейший из присутствовавших по возрасту — украинский литературовед, профессор Киевской духовной академии, доктор богословия и словесности, член-корреспондент Петербургской академии наук, а потом и академик Академии наук УССР Николай Иванович Петров. Первым президентом Академии наук Украины был избран выдающийся учёный XX века, естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель, создатель многих научных школ Владимир Иванович Вернадский. В круг его научных интересов входили геология и кристаллография, минералогия и геохимия, радиогеология и биология, биогеохимия и философия. Вице-президентом избрали Дмитрия Ивановича Багалия— известного летописца, историка, общественного деятеля. Он был ректором Харьковского университета, исследовал и преподавал историю Слободской, Левобережной, Южной Украины XV–XVIII веков. В ноябре 2007 года наша страна отмечала 150-летие со дня его рождения, был издан соответствующий Указ Президента Украины, его именем названы улицы, учебные заведения. И ещё одно имя, рядом с которым по праву стоит определение «первый»: Агафангел Ефимович Крымский — первый непременный секретарь Академии наук Украины, историк, писатель, переводчик, востоковед, тюрколог и семитолог. Кроме того, он внёс значительный вклад в развитие отечественной филателии. Эти учёные и их сподвижники, стоявшие у истоков Академии наук Украины, её основатели и организаторы, её первые академики — образцы служения науке и Отечеству, лучшие представители духовной элиты.
И достойнейшим их последователем стал нынешний президент НАН Украины Борис Евгеньевич Патон. Возглавляющий Академию наук Украины с 1962 года, он входит в великую плеяду учёных и конструкторов, благодаря которым СССР в годы своего существования был могучей державой. Борис Евгеньевич внёс неоценимый вклад в науку и практику сварки. Благодаря его разработкам мы впервые в мире вышли на космические технологии, осуществили первый эксперимент сварки в космосе. Он — мудрый и неутомимый организатор в сфере науки, в сотрудничестве учёных с производством, в воспитании новых научных кадров.
За прошедшие со времени основания Академии годы удалось достигнуть немало: созданы десятки институтов, пользующиеся авторитетом во всех развитых странах, благодаря своим разработкам, исследованиям и открытиям достигли мирового признания сотни учёных, весомые достижения в отечественной авиации, космонавтике, электросварке, медицине, физике и математике составляют престиж нашей страны во всём мире. И, конечно же, имена В.И.Вернадского, Н.Н.Боголюбова, В.М.Глушкова, Н.М.Амосова, Е.О.Патона, Б.Е.Патона, Г.С.Писаренко и многих других академиков Академии наук Украины не нуждаются в особых рекомендациях— они своего рода «научный бренд» нашего государства.
Так что само собой разумеется, что 90-летие Национальной академии наук Украины — это знаменательная веха в истории народа Украины, свидетельство интеллектуальной мощи и высокого научного потенциала страны, показатель зрелости и преемственности украинской науки.

— Фёдор Михайлович, Вы работаете в одной из тех отраслей техники, где ярко проявляется научный потенциал Украины. Это — авиация, в частности авиационное двигателестроение. Как удаётся реализовать этот потенциал, в частности, в современных достаточно сложных экономических условиях?

— Последние уже почти шесть десятков лет наше предприятие занимается разработкой авиационных газотурбинных двигателей (ГТД). Немногие страны, даже из числа самых развитых, могут создавать авиационные ГТД. В числе стран-создателей — только США, Англия, Франция, Германия, Россия и Украина. Всего шесть из более чем 130 стран мира.
В связи с изменениями, происходившими в Украине и в странах ближнего и дальнего зарубежья в последние 15–20 лет, Государственное предприятие «Ивченко-Прогресс» оказалось в условиях открытого мирового рынка практически без всякой поддержки со стороны государства и при отсутствии отраслевых институтов, обеспечивающих опережающие разработки.
Тем не менее, за последние 20 трудных лет созданы и прошли сертификацию такие двигатели, как Д-36 серии 2 А, 3 А, 4 А (самолеты Ан-72, Ан-74, Ан-74 ТК-300), ТВЗ-117 ВМА-СБМ1 и АИ9–3 Б (самолёт Ан-140), Д-18 Т
серии 3 (самолёт Ан-124–100), Д-436 (Т1, ТП) (самолёты
Ту-334 и Бе-200), Д-436–148 (самолёт Ан-148). Получены сертификаты на двигатели типа Д-36 серии 1, 1 А (самолёт Як-42, Ан-72), Д-136 (вертолёты Ми-26, Ми-26 Т), вспомогательные двигатели АИ-9 и АИ-9 В (большинство типов вертолётов фирм Миля и Камова).
Прошли Государственные испытания двигатели ДВ?2, АИ-25 ТЛШ и АИ-222–25 для высокоманевренных самолётов Л-59, Л-39 М и Як-130. Созданы и сертифицированы целые семейства двигателей наземного применения.
Должен сказать, что создание и ввод в серийную эксплуатацию в столь короткий промежуток времени такого количества авиационных двигателей в условиях практически полного отсутствия государственного финансирования является научным и трудовым подвигом коллектива Запорожского ГП «Ивченко-Прогресс», конструкторов и рабочих, технологов и металлургов, руководителей всех подразделений предприятия.

— К сожалению, судя по развитию негативных тенденций в политической и, как следствие, экономической сферах, наступивший год тоже будет связан для вашего предприятия с преодолением трудностей?

— Да, несмотря на достигнутые успехи, по-видимому, в 2009 году ГП «Ивченко-Прогресс» ожидают не самые хорошие времена. Ведь предприятие работает не в безвоздушном пространстве: очень сильно на его деятельности сказываются нестабильная экономическая ситуация в стране, разразившийся в мире финансовый кризис, фактор обострившейся конкуренции на мировом рынке авиатехники, где ГП «Ивченко-Прогресс» практически в одиночку ведёт нелёгкую борьбу с ведущими авиационными фирмами Англии, Франции, США.
В это же время ряд институтов Украины (Институт проблем прочности, г. Киев; Харьковский аэрокосмический университет им. Н.Е.Жуковского, Харьковский авиационный институт, Харьковский институт проблем машиностроения им. А.Н.Подгорного), обладая хорошим научным потенциалом, в силу разных причин не в состоянии решать задачи, которые могли бы помочь поднять уровень разработок в авиационном двигателестроении.
— Какой выход Вы видите из создавшейся ситуации?

— Хорошим решением являлось бы создание целевых программ, финансируемых правительством Украины, по созданию опережающих разработок. Кстати, за рубежом такие программы (например, GЕ90, IНРТЕТ и др.) при финансировании государством успешно осуществлялись, а результаты работ передавались в авиационные фирмы. Затраченные средства возвращаются в государственную казну с избытком — в виде выручки от продаж авиационной техники на мировом рынке, оплаты услуг по перевозке грузов и пассажиров и пр.
Авиационная сфера в принципе является одной из самых доходных отраслей промышленности, обеспечивающей успешное опережающее развитие общего машиностроения. Но при соблюдении важного условия: авиация требует к себе постоянного внимания со стороны государства.
Сегодня в России порядка 1500 крупных предприятий получают поддержку государства в виде беспроцентных кредитов, государственных заказов и пр. — для возможности преодоления мирового кризиса. При этом сохраняется конкурентоспособность предприятия на внешнем рынке и не наносится ущерб обороноспособности страны. Аналогичные мероприятия проводятся и в других развитых странах мира.

— Авиастроительная отрасль до последнего времени была гордостью нашего государства. Будем верить, что здравый смысл возобладает и руководство страны примет необходимые меры, чтобы не утратить это ценное достояние.

— Безусловно, вера в здравый смысл, надежда на позитивное решение проблем нас не оставляют. Но главное — мы и сами делаем всё возможное и от нас зависящее, чтобы предприятие наше перспективно развивалось, чтобы не утратить достигнутых позиций на мировом рынке авиастроения и достичь новых высот.
В заключение хочу пожелать всем предприятиям Украины преодолеть трудности и достичь успехов в новом 2009 году. Нашей отечественной науке — благоприятных условий для творческих свершений и открытий. Здоровья, счастья и материального благополучия всем гражданам нашей страны.
 
 
Евгений ПАВЛОВСКИЙ г.Запорожье


Назад

 

 © 2012 «Инвест-Украина». Любое использование материалов сайта делового журнала «Инвест-Украина» разрешается при условии активной ссылки на www.investukr.com.ua и указания названия сайта.